664 Просмотров |  Нравится

Добрым быть стильно!

Римма Раткина, создательница торговой сети «Тари», о моде, не причиняющей страданий животным, о веганстве яростном и деликатном и о вере в человечество.

Римма, как вы пришли к теме биоэтичной моды?

Начала я с обычной кожи, с ремней и перчаток. Девять лет назад, осенью 2010-го, я еще не была веганом, и товар был весь из натуральной кожи. В свою очередь, став веганом, я поначалу мучилась от когнитивного диссонанса и хотела продать этот бизнес – не заниматься кожей вовсе. Но, по счастью, мудрые люди мне объяснили, что простая продажа дела стала бы заурядной капитуляцией. И я поняла, что могу действовать иначе – влиять на ситуацию, так сказать, изнутри. Могу прививать людям вкус к этичным материалам.

Прививать – необычное слово в данном контексте, ведь веганов привыкли видеть пламенными пропагандистами…

Есть разные веганы. Одни – радикальные, непримиримые. По ним и сформировался стереотип. Но я считаю, что этичные материалы должны быть предметом осознанного выбора, а не навязанного. Сейчас нельзя требовать от каждого встречного полной солидарности с тобой. Идеология ради идеологии вытесняет этику и сама превращается в тиранию. Экомоду нельзя внедрить уведомительным порядком, в повелительном наклонении. Я живу в Израиле и когда приезжаю в Новокузнецк, встаю за прилавок и действую именно так – не агитирую, а даю выбор. Например, на вопрос «А это перчатки из натуральной кожи?» отвечаю: «Да, к сожалению, из натуральной. Но посмотрите заодно и на эти – из искусственной кожи, оцените их дизайн». И, всмотревшись, изучив вещь, человек зачастую выбирает именно изделие из экокожи. Понятно, что нельзя полностью и сразу заменить ассортимент из натуральных материалов на экоаналоги – это процесс эволюционный, процесс, связанный с осмыслением. Постепенно, неспешно, деликатно я формирую сообщество единомышленников. Поэтому у меня нет и планов на интернет-магазин – моя работа предполагает личный контакт. Я стараюсь избегать экоэкстримизма и категоричности в оценках. Я не считаю себя лучше тех, кто носит норковые шубы. Потому что в 2011-м сама еще их носила, не задумываясь ни о чем. Сейчас, конечно, больно об этом вспоминать, но из песни слов не выкинешь. Мне просто повезло встретить людей, открывших мне другую сторону мира. Продукция животного происхождения в промышленном масштабе – это в принципе жестоко, шокирующе. Что в пищепроме, что в легкой промышленности. И если в питании веганский выбор многим сделать еще непросто, то в мире моды много ободряющих факторов. Сейчас искусственные материалы позволяют подать себя в любой эстетике. Могут выглядеть полным аналогом натурального меха и на вид, и на ощупь. И, напротив, могут смотреться нарочито фантазийно, островыразительно, буквально инопланетно.

А насколько сейчас ноская одежда из биоэтичных материалов?

Очень! Особенно прогресс заметен в группе обуви и галантереи. Лет десять назад купить обувь из искусственной кожи означало жертвовать комфортом. А сейчас гигиена и эргономика такой обуви не хуже, чем у изделий из натуральной кожи. Искусственная кожа сейчас вообще очень продвинулась в функционале. Например, я сотрудничаю с новосибирской фабрикой «Саломея» (я вообще люблю прямое партнерство с производителями), так вот у них есть сумки, выдерживающие мороз до –50. Дизайнеров и производителей, работающих с этичными материалами, на рынке довольно немного. Качественная работа в экотеме – это довольно затратно, это серьезный выбор для производителя. Потому сообщество таких компаний не столь велико. Но с каждым годом расширяется. Я с интересом наблюдаю за ростом этого круга, когда выезжаю на отраслевые выставки – на международные выставки «Шапо», «Текстильлегпром». Рынок движется в этом направлении. От ангоры, меха, кожи отказались уже многие глобальные бренды. Но это не диктат, это именно пространство выбора. Тем более, что выбирать уже есть из чего. Например, высококачественный акрил уже убедительно себя показал как альтернатива шерсти и коже. Перчатки из современного акрила по эргономике ничуть не уступают кожаным. Да, срок службы меньше. Ну так и цена меньше. К тому же в мире нынешней моды, в мире fastfashion, срок службы вещи практически совпадает со сроком действия тренда, так что какого-либо мучительного противоречия тут нет. Люди, выбирающие «быструю» моду, любящие обновки, предпочитающие не вещи-реликвии, а динамичный предметный ряд, меняемый каждый сезон, – это как раз моя публика.

Есть ли в экомоде понятие гламура или экоприоритеты подразумевают только акварельную скромность?

Гламур в экомоде есть, во всей красе. Экогламур вообще очень актуальный тренд. В Москве уже модно быть в экошубе. Даже в странах с климатом, похожим на наш, натуральный мех – тема архаичная. Современные композитные утеплители, мембраны – это материалы, которые и теплее, и легче натурального меха.

На кого ориентирована торговая сеть «Тари»?

Мой адресат – люди среднего класса. Но есть позиции именно люксовые – из разряда «для >людей, у которых всё есть». И, напротив, вещи с очень демократичной ценой и достойным видом. Не с ощущением «сделано для бедных», а именно достойно выглядящие – с визуально нечитаемой ценой. Вообще, тезис «Синтетика – это для бедных» – весьма ветхое клише. Хотя и сравнительно нестарое в календарном смысле. Предубеждение против искусственных материалов сформировалось в 1990-е, когда возник культ нарочитого, очевидного богатства. Считалось, что олицетворением понятия «дорого-богато» может быть только мех и кожа. Много меха, много кожи. И чтоб натуральное, конечно. Это была очень буквальная, очень прямолинейная эпоха. И отлично, что она закончилась. Сама словесная пара «дорого-богато» – это уже архаика, предмет сарказма. А вот в 60–70-е искусственные материалы воспринимались позитивно. На такое восприятие работала сама «эмоция» эпохи – культ прогресса, обожание новых материалов. Кримплен и болонья считались роскошными материалами. Помните: «Хрустят плащи-болонии – доставки загранплаванья – то теплоход «Эстония» ошвартовался в Гавани…»? В этой песне Розенбаума каждое существительное обозначает культовую реалию тех лет. Это была очень яркая, радостная эстетика, не стеснявшаяся своей искусственности. Да, эргономика тогдашних материалов была небезупречна. Но сейчас и этот аспект хорошо проработан. Материалы дышат, они гигроскопичны, приятны телу, практичны в уходе. То есть жертвовать комфортом теперь не приходится. Вискоза, поливискоза, акрил, полишерсть, полишелка – это и искусственные ткани в чистом виде, и натуральные, чья производственная цепочка не подразумевает мучения животных. Я пытаюсь донести до людей, что доброта и сострадательность – это еще и стильно.

А какие бонусы получают ваши состоявшиеся единомышленники?

У нас есть карта с максимальной скидкой на всю этичную продукцию. Возможности для ее использования с каждым сезоном все шире – в сети большой выбор кожгалантереи: кошельки, ключницы, ремни, перчатки. Фирмы, с которыми мы сотрудничаем с самого начала, стали уделять внимание этому направлению. Видимо, мода диктует свои правила. И они стали расширять экотему в своих коллекциях. Одна из фабрик по пошиву ремней даже изготавливает специальный, достаточно большой заказ для нас.

Какие материалы и стили вы предпочитаете в своем личном гардеробе?

Люблю стиль casual. Поскольку большую часть года я живу в жаркой стране, многие вещи выбраны именно с учетом выживаемости в жару. Если это лето, то натуральный лен. Если зима – то полиакрил, полишерсть. Демисезон – вискоза, поливискоза, вискозные шелка. Трикотаж всех текстур. Очень люблю трикотажные полотна. Я исхожу из критерия «нравится – не нравится, удобно – неудобно». Перчатки ношу трикотажные, из акрила, полишерсти. Часть обуви у меня из прошлой жизни – донашиваю. Но новейшая – из экокожи, текстиля. Такая обувь теперь вполне отвечает самым строгим гигиеническим запросам.

Трудно дистанционно управлять?

Нет. Главное – найти правильных людей. И создать упругую, жизнеспособную концепцию. Думаю, мне удалось.

В общем, можно сделать людей не хищными?

Со временем – да. Я в этом убеждена. К слову, люди и мясоедами-то не всегда были. Первоначально, до эпохи первого оружия, люди занимались собирательством – ели лесные плоды и ягоды. Человечество вообще этически развивается по спирали, по восходящей. Например, у египтян не было понятия военнопленных – всех воинов противника, уцелевших в битве, они сразу убивали. Римляне смотрели гладиаторские бои, не считая себя жестокими. А еще в 1950-х в зоопарках Европы показывали аборигенов Африки и Океании. Человечество меняется. И меняется, я уверена, в лучшую сторону.

«Тари», Магазин кожгалантереи и платков

г. Новокузнецк,  ул. Тольятти, 46а, ул. Кирова, 55, пр-т Шахтеров, 19а
+7-906-987-71-43
@tari_nvkz

 

 

 

Понравилось? Поделитесь с друзьями!