48 Просмотров |  Нравится

Тратить себя на результат

Последние пять лет активно развиваются компании, которые прокачивают свой этический уровень, живут по общечеловеческим нормам. Ведь эпоха силы, где всё решали связи, знакомства и откаты, закончилась. И Максим Батырев – один из самых результативных российских менеджеров и автор бестселлера для руководителей «45 татуировок менеджера» – знает это как никто другой.

Максим, а какая эпоха сейчас началась?

Назовем ее «эпохой любви», как бы странно это ни звучало. Но мне это название кажется логичным. И в контексте вашего журнала нормально звучит. Эпоха любви, эпоха этического приоритета. Эпоха выстраивания гармоничных отношений между компаниями, между линейными сотрудниками и руководством. Время создания корпоративной культуры, время ее шлифовки.

«Эпоха любви» – звучит слегка в стиле хиппи. Разноцветные фольксваген-фургоны катятся, вышитые розы цветут, единороги летают… Неужели всё настолько мимимишно?

Всё разнообразно. Не обходится без жертв. При построении новой корпоративной культуры фирмы теряют руководителей старой формации – тех, кто не смог эту новую культуру осознать, вписаться в нее. Например, компания «2ГИС» (с которой я только что встречался), в ходе этого процесса потеряла до 90% руководящего состава. Когда начинаешь строить нормальную корпоративную культуру, полновесно клиентоориентированную организацию, приходится с некоторыми людьми прощаться. И не надо рассчитывать, что взамен с кадрового рынка придут уже готовые люди, – их придется выращивать у себя. Для этого многие компании сейчас создают такие «внутренние университеты». Раньше они подключали хедхантеров для отлова талантов в пространстве, а сейчас создают учебные подразделения у себя. Более того, тот же «2ГИС» настолько хорошо научился выращивать сотрудников внутри, что начал продавать этот сервис «наружу», во внешний мир, начал продавать программы обучения. То ли смена ценностей произошла, то ли смена эпох и эр. Это с одной стороны: любовь к своему делу, любовь к своим сотрудникам, любовь к своим клиентам. А вторая сторона, вторая составляющая лидерства – это повышенные внутренние требования ко всему, что ты делаешь. Тогда законы рыночной справедливости будут на твоей стороне. Клиенты же не дураки: они увидят и оценят продукт, если он сделан качественно, соответствует своей цене. И они начинают перетекать. Так, эволюционным путем, компания становится лидером рынка.

Каких лидеров рынка вы бы могли сейчас выделить?

Ювелирная компании Sokolov, Ascona, Bauservice, «2ГИС» – всё это мои клиенты-партнеры. С одной стороны, они искренне считают, что улучшают мир, очень одухотворенно относятся к своей миссии. С другой стороны, им присуща жесткая, почти военная дисциплина, очень собранное отношение ко всему производственному процессу, к продукту, к позиционированию этого продукта. У них всё настолько плотно, что у людей не остается времени ни на малейшую праздность. Например, у «2ГИС» в их офисе отличные зоны отдыха, очень изобретательно оформленные. Но они практически всегда пусты: люди трудятся не поднимая головы. Не потому что им запрещают отдыхать – у них просто личный драйв такой. А большой бизнес вырастает из малого. Нагляднейший пример – «Додо Пицца». Пять лет назад – единичная пиццерия в Сыктывкаре. Сейчас – несколько сотен пиццерий по всему миру: в Китае, в Америке… У них внутренние требования даже выше клиентских ожиданий: пиццу они выпекают и доставляют даже раньше, с опережением. Клиент в буквальном смысле еще и ждать не начал, а ее уже доставили. Масштаб мышления первого лица определяет масштаб его бизнеса. И малый бизнес – это люди, которых всё устраивает на своей ступени развития. Если ты не научился доверять сотрудникам, если не научился делегировать полномочия, если в каждом вопросе сидишь сам, никому не доверяя им заняться, да еще и не любишь сотрудников, то ты так никогда и не вырастешь. Так и будешь малым бизнесом. Значит, это твоя осознанная позиция.

Как изменилась частота ваших выступлений в последнее время?

Ну, уж точно не уменьшилась! И залы стали больше, и выступления чаще. И сетевое присутствие стало очень весомым. Например, недавно в посте на своей странице рассказал, как же смог получить рекордное количество отзывов на книгу на сайте Ozon.ru. Я ни разу не прибегал к помощи людей, накручивающих голоса, отзывы или лайки. Всё очень просто: в книге есть мой почтовый адрес, на который я предлагаю написать письмо, чтобы получить дополнительные материалы. И каждому человеку, кто мне писал, я отвечал и заканчивал ответ просьбой написать отзыв на мою книгу. Для того чтобы получить 511 отзывов, я ответил на 71 000 писем. То есть каждый 139-й человек отблагодарил меня таким образом за присланные материалы. Мне уже предлагают номинировать это в Книгу рекордов Гиннесса. А почему бы и нет? Надо всю статистику и фактографию соответствующим образом оформить и подать заявку!

Сейчас в малом бизнесе наблюдается такое явление: многие собственники, как говорится, встали «к станку». Или к прилавку. Владельцы магазинов работают в торговых залах, владельцы парикмахерских встают к клиентским креслам. Этим людям интересно узнать, как, образно говоря, снова переместиться от станка в кабинет. Как?

У нас в стране очень востребован формат книг под условным названием «Как работать по 4 часа в неделю, отдыхать на Канарах и нифига не делать». Так вот, книжки эти нужно собрать в одну большую кучу и зарыть в большую яму. Выкинуть к чертям! Я не знаю ни одной компании, в которой собственник отходил бы от управления и компания при этом по-прежнему процветала. Ни одной! Первые лица успешных компаний – это люди, которые всегда в процессе, всегда в контексте. Не то чтобы они и в рутину были включены: не нужно думать, что они проверяют чистоту пола в конкретном магазине или пересчитывают кассу. Но они не отпускают свой бизнес. Это не буквальная, не банально бытовая включенность. Они умом и душой в него включены. Мне очень симпатична такая фраза: «Нужно себя тратить». Не бойтесь себя тратить! У нас в России просто так ничего никогда не получится. Даже если ты вывел бизнес на большие обороты и попытался соскочить, он начнет стагнировать очень быстро. Ну лет пять еще продержится на инерции старых механизмов, а потом неизбежно начнет спотыкаться. И таких историй очень много. Я всегда, на всех встречах, пытаюсь разбивать эту иллюзию насчет почивания на лаврах. У нас это фантом. Любой руководитель в России – от президента до главврача в районной поликлинике – должен быть включен в «энергообмен». У нас получение результатов – это всегда обмен жизненными силами. Ты себя тратишь и в ответ получаешь. Не стоит и про турбулентность нашей экономики забывать. Четырнадцатый год – недавний по счету кризис; недавний, но не последний. И вероятность того, что придет очередной кризис, составляет сто процентов. Поэтому я рекомендую ездить в отпуска с обратным билетом. Можно и два месяца отдыхать, но возвращаться потом обязательно. А насчет того, что боссы сами продают, сами стригут и красят, – это тоже их выбор. Если бизнес не идет, если ты перестал верить своим продавцам, то виноват в первую очередь ты сам. Значит, ты не построил систему, на которую можешь опереться. И сам вынужден подпирать ее ладошками, закрывать собой дырки. Нормальная вовлеченность – это когда ты в кабинете рядом с торговым залом, но продают там другие люди. Да, если нужно взбодрить персонал, можно выйти и показать мастер-класс. Раз в году. Мол, есть еще порох в пороховницах и ягоды в ягодицах! Ну, и особая тема – VIP-клиенты, те, кто платят за удовольствие работать именно с первым лицом.

То есть только такая работа «у станка» возможна – акцентно-эпизодическая?

Именно. А не закрывание дырок «комиссарским телом». Если такие дырки есть и они требуют постоянного затыкания – значит, есть в менеджменте изначальные системные ошибки. На уровне конструкции, так сказать. И, кстати, будут и ошибки, и потери. Большинство богатых людей переживали банкротства.

Образно говоря, вы тоже не «у станка», тоже перестали продавать. Вам эта ипостась нравится больше прежней?

Я счастлив. Но не потому, что перестал продавать. Я и сейчас продаю, просто масштаб другой и уровень партнеров другой. Я лично веду переговоры с первыми лицами компаний. Конечно же, я не продаю лично билеты на свои мероприятия, но каждый второй пост у меня так или иначе с рекламным оттенком. И материалы готовлю для отдела продаж.

А кто служит вам примером, ведет по жизни?

У меня нет конкретной персоналии-идеала, это собирательный образ. Я всё время нахожу себе новых вдохновителей, новых людей, новые ориентиры. Ты догоняешь прежнего кумира, потом его перегоняешь и тебе нужен новый – всё логично. Сейчас я ориентируюсь на собственников крупных компаний: смотрю на них и учусь у них. Нравится, например, блог «Трансформатор» Дмитрия Портнягина. Дмитрий моложе меня на десять лет, у него есть свой видеоканал. Интересные вещи он там оглашает! Отнюдь не со всеми я согласен, но мне интересно за ним наблюдать. У этого парня есть чему поучиться.

Была ли у вас система самопродвижения на топ-уровень? Или всё в потоке произошло?

Я всегда говорю, что человек должен аналитически к себе относиться – отмечать рубежи своего развития и ставить новые. Идея совсем не новая, она еще у Макаренко в «Педагогической поэме» озвучена. Нужно фиксировать свой прогресс за год и выяснять, насколько ты за этот год изменился. Развитие – один из смыслов жизни. Мне без цели, без пути жить просто неинтересно.

Что было потеряно, а что обретено, когда произошел переход в новый статус – в статус руководителя большой команды?

Я тогда очень сильно переживал, потому что заходил в «зону смерти». Меня тогда никто не знал как спикера, но я очень хотел делиться опытом, поскольку видел, какой фидбэк пошел после написания книги. Куча писем от людей! И я понял, что и выступления мои им будут интересны. К тому же (не буду кривить душой), я знал, что выступать на публике я умею: все свои выступления я прокачивал внутри компании, на всяких корпоративах. И, конечно, я получил масштаб. Если раньше я влиял на судьбы двухсот людей, бывших у меня в подчинении, то сейчас у меня тысячи адептов, понимающих мои ценности. Теперь я стою над компаниями, я вижу их сверху. В том числе и организацию, в которой работал. Панорамный обзор во многом помогает.

В чем успех вашей нынешней популярности?

Популярность, которая у меня сейчас есть, – это труд и самодисциплина. Я с собой договариваюсь, я генерирую контент, я мало сплю, я много работаю – примерно по четырнадцать часов в день. И не верю в чудеса. Я знаю, что чудеса бывают, случаются. Но это не мой случай. У меня не было никаких авансов судьбы, я из простой семьи, мои родители – бюджетники. Я продвигался эволюционно, пошагово. Сейчас пример приведу забавный. В январе этого года я пошел в спортзал. А со спортом у меня долгая пауза в отношениях. Буквально с конца армейских времен. И там мне велели десять раз отжаться. Ну, думаю, плевое дело! А оказалось, что еле-еле выдержал эти десять отжиманий. Это меня очень смутило, и я поставил себя задачу за год отжаться 16 000 раз. Это всего лишь сорок раз в день. Или четыре раза по десять отжиманий. Вчера я отжался шестьдесят раз. Но это не сразу получилось. Лень ведь, нужно себя уговаривать. А сейчас хочу довести счет до ста ежедневных отжиманий. И доведу! А восемь месяцев назад десять еле вытягивал. Так же и во всём остальном.

 

Ваш путь к публичным выступлениям был таким же сложным?

Да, я сначала совсем не умел выступать публично. Если вы посмотрите мой блог, ранние записи, с 2011 года, то это, наверное, самые плохие тексты в мире. Мне нужно было учиться писать, говорить, формулировать. Я смотрел спектакли Гришковца, ходил на Гандапаса. И теперь, наверное, сам обладаю какой-то экспертностью. Погруженность в тему влияет и на восприятие реальности. Читаю, например, детям книжки детские – и вижу в них менеджерские аспекты. Я ничему не учу, я рассказываю о своем опыте. Сто тысяч человек уже прошли через мои мастер-классы.

Есть недовольные?

Судя по блогосфере, есть пять процентов людей, которые меня ненавидят. И это нормально. Был человек, который от меня был в ярости. Он думал, что я зверюга, что учу рвать людей на фантики. А я говорил про любовь. Он взял свою команду и демонстративно так, картинно ушел. И потом громко негодовал.

А на кого рекомендуете сходить?

На Аркадия Цукера, например. Хотя я лично его не знаю. Вообще, полезные зерна можно взять из любого материала. Я, например, хожу и на нехаризматичных спикеров.

В чем самый сок вашей профессии и жизни?

Любой человек должен знать, что стоит в конце фразы «я работаю, чтобы…». Это как известная притча про трех людей, таскающих камни. Один таскает камни, второй зарабатывает на жизнь семье, третий строит храм. Все вместе они – коллеги, работники на одной и той же стройплощадке, но взгляд на процесс у каждого свой. Второй вариант, кстати, тоже нормальный: человек своим трудом улучшает маленький мир, мир своей семьи. И с жизнью тоже самое: «Я живу, чтобы…» Я себе на этот вопрос ответил: я улучшаю управленческую культуру в стране. От управленческой культуры зависит многое. Когда у нас будет девять процентов управленцев, которые хотят что-то изменить, у нас будет страна первого мира. А сейчас пока полтора процента. Потому я это сообщество стараюсь раскачивать – чтобы на мои выступления не «фан-клуб» завсегдатаев ходил, а новые люди.

15 и 16 февраля Максим Батырев вновь посетит Новосибирск с мастер-классом. Подробная информация – на charisma.ru.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!