424 Просмотров |  Нравится

Пушкин – наше всё

«Красный факел» представил зрителям на малой сцене театра премьеру – спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина». Режиссер Сергей Чехов рассказал об одиночестве, значении личности и неизбежности судьбы.

Ребенок, юноша, мужчина. Постановка Сергея Чехова по произведению Михаила Хейфеца – история взросления современного маленького человека – петербуржца Питунина. На сцене пятеро. Питунин (Николай Соловьёв) лежит на белом кубе центре зала – немолодой, поникший, в одном сапоге. За время спектакля он произносит всего пару фраз. Диалог со зрителем ведут четыре грани его личности. Романтичная грань души (Алексей Межов), которая повествует о жизни героя (Питунина и Пушкина) через любовные переживания. Именно он характеризует ранимую и лиричную сторону души. Вторая грань души (Георгий Болонев) представляет зрителю «хулигнанские», мальчишеские черты характера героя и иллюстрирует жизненные сцены, в которых Питунин проявлял инфантилизм и безрассудство. Его противоположность – мудрость и рассудительность (Владимира Лемешонок) наблюдают за происходящим отстраненно, как бы с высоты и максимально далекого ракурса. Четвертая грань характера (Виктория Левченко) предстает в женском обличье.

«Спасти камер-юнкера Пушкина» – монолог, в котором лирический герой оценивает и анализирует свою жизнь через призму сложных «отношений» с великом русским поэтом – Александром Сергеевичем Пушкиным. В разных ситуациях эти «отношения» проходили моментальный путь «от любви до ненависти». Наказание в детском саду; двойки в 69 гимназии им. А.С. Пушкина; девчонка, которая была готова подпустить к себе ближе, если бы процитировал хотя бы пару строк. И не тех cтишков-переделок, которые слагали во дворе, а настоящих, пушкинских. Ущемленное самолюбие и ощущение собственной никчемности родили ненависть к венцу всех бед в жизни Питунина – Пушкину.

«Пушкина, вообще-то, ненавидели многие. Может, оно и было за что. Может, больше завидовали. Хотя чему там особенно завидовать? Это сейчас мы знаем, что он гений, и что он — наше всё. А тогда мало кто об этом догадывался».

Скучная и заурядная жизнь Питунина выглядит еще более удручающей на контрасте с трагичной наполненной романтикой судьбой поэта. Сад, школа, техникум, армия, неудачный брак, «отжатый» бизнес… Вспомнить можно только первую любовь, короткое лето перед армией, когда они вместе с Лерой фантазировали, как можно было бы изменить сценарий рокового январского вечера и исход дуэли на Черной речке.

Нескончаемое состояние истерии. Перед собой, окружающими, бегущим временем и Пушкиным, которого уж слишком много было на жизненном пути. Но ни себя, ни Пушкина Питунин спасти не смог.

Анна Томилова
Фото: Виктор Дмитриев red-torch.ru

Понравилось? Поделитесь с друзьями!