68 Просмотров |  Нравится

Счастливая привычка удивляться

Культовый форум мебельной отрасли –миланская выставка iSaloni –глазами ее постоянного участника, директора интерьерного салона MaestroИвана Ошлакова.

Какова роль iSaloniв общем выставочном «кусте» Италии? Есть ли в самой Италии выставки-соперницы?

В Италии есть и другие выставки интерьерного дизайна, но они ни по составу участников, ни по масштабу не соотносимы с iSaloni. Она в прямом смысле одна такая, все остальное – второй и третий ряд. ISaloni – не только самая популярная интерьерная выставка Италии, но и главный мебельный форум мира. Выставка огромна. Это двадцать три павильона, каждый из которых размером с магазин IKEA. Но, разумеется, организация пространства там другая. Знаменитый «икеевский» лабиринт – это маркетинговое решение, призванное подольше удержать тебя в магазине. А у iSaloniорганизация пространства линейная, с очень удобной навигацией – чтобы каждый нашел предмет своего интереса, экспозицию по своим приоритетам. И там, к слову, есть «эффект Эрмитажа». То есть при внимательном осмотре дня будет мало. Да и недели мало. Конечно, в режиме быстрого забега можно посмотреть все, но профессиональные зрители работают вдумчиво и все впечатления сразу вместить не пытаются – каждый приходит за своим.

Какова пропорция итальянских и иностранных экспонентов? Выставка чисто национальная или дрейфует к международной?

Иностранное участие сейчас масштабно. Причем страны, соседствующие с Италией, себя представляют очень самобытно, без калькирования итальянских трендов, а показывая собственное творческое «я». Например, очень ярко участвует Португалия. И мебель, и светотехника. Португальская интерьерная индустрия сейчас совершила мощный творческий рывок, явив свой особый почерк. Тема португальцев – яркие, художественно выразительные и при этом недорогие вещи. Португальская экспозиционная доля очень заметна и оставляет отличное зрительское послевкусие. Португальский стиль не спутать ни с итальянским, ни с испанским. Причем у них даже авторские разработки, которые в более «старых» национальных индустриях отождествлялись бы с luxury-сегментом, подаются как доступные. Португальская мебельная индустрия сейчас молодая, страстная, щедрая на идеи. Думаю, португальцы долго будут ньюсмейкерами мебельных форумов, с ними не соскучишься. В меньших пропорциях, но достаточно выразительно представлены компании из Нидерландов, весомо присутствие фирм из Германии. Впрочем, самые горячие новинки и экспозиционный размах немецкие мебельщики приберегают для собственного интерьерного форума во Франкфурте, проходящего в феврале. А на iSaloniприезжают, так сказать, отметиться, обозначить присутствие. Это не значит, что их экспозиции скупы и формальны, – там, конечно же, есть на что взглянуть.  

Повторяются ли темы из года в год или же каждая выставка уникальна?

Флагманские темы комбинируются и чередуются, ибо невозможно их все уложить в смотр одного года. Например, в один год флагманская тема – свет, и четыре павильона отдаются под светотехнику, а на следующий год тематическое лидерство отдается кухням. И таким манером от года к году темы чередуются: EuroLuce/EuroCucina/EuroLuce/Cucina. То есть кухни и остальная мебель, свет и остальная мебель. Поскольку и кухни, и светотехника – это весьма автономные темы, им нужно такое выделение в общем массиве выставки.

Что больше всего впечатлило на этой выставке?

Изменения в тематической группе «Классика». Раньше ты приходишь в павильон классики и действительно видишь интерпретации исторических стилей, очень близкие к их родным эпохам. А сейчас, заходя в такую экспозицию, замечаешь, что классики в том самом понимании там очень мало. Она практически на минимуме. А доминирует классика переосмысленная, которая уже, по сути, постмодернизм. Этот стиль переняли даже те компании, которые десятилетиями делали мебель по историческим образцам прошлого или позапрошлого века. Такие бренды либо перешли на совершенно современный стиль, либо изменили классические коллекции, сделав акценты на современные вещи, вдохновленные на создание «большими стилями». Хотя отмечу, что классические модели по-прежнему производятся, но уже в меньшем объеме. Потому что спрос на классику есть всегда. Этот сектор рынка может менять свои границы, но в море модернизма он не растворится. У него и потребитель свой есть, и выставочный зритель. Глядя на работу с историческими стилями, не могу не отметить и вот такой тренд – стремление к упрощению форм, к упрощению силуэтов. Вещи от этого грубее не становятся, у них просто меняются приоритеты образного решения. Например, при упрощении силуэта – более изобретательное декорирование поверхностей, вставки, сложные комбинации материалов. То, что классическая тема минимизировалась в выставочном массиве, – это, видимо, веяние времени. Людям захотелось новизны. Это заметно даже по такой специфической аудитории, как арабы из нефтяных королевств и богатые китайцы. Прежде их категоричным выбором были «большие стили» и уровень исполнения «дорого-богато». А теперь и они ощутили симпатию к модернизму.  

В какой теме больше накал креатива –конструктивные решения, материалы, обивки?

Во всем, пожалуй. Везде заметно стремление к обновлению, во всех темах и аспектах. Конечно, те, кто работает в сегменте «историзм», например, в вариациях флорентийского стиля, могут позволить модернизацию сугубо внутреннюю, не меняющую облик вещи. Например, установить доводчики. А другие, работающие, например, с барокко, вносят декор, несвойственный историческим прототипам, – какую-нибудь визуально острую графику, принты необычных тем и видов.

Пропорция малых фабрик-студий и глобальных брендов –какова она и как меняется?

Глобальные бренды остаются на своих пьедесталах, но сообщество активно пополняется португальскими, испанскими, итальянскими фабриками. Кстати, возглас «Ой, да сейчас все в Китае делается!» от истины далек. Да, некоторые компоненты стали предметом международной кооперации, но мебельная индустрия старой Европы никуда не делась. Она жива и работает. Достаточно проехать, например, по итальянской исторической области Венето – вдоль трассы сплошная вереница мебельных фабрик.

Сейчас на выставках популярен различный интерактив, небанальные приемы показа. Как с этим на iSaloni? Или она более академична?

В интерактиве очень изобретательны немецкие участники. А вот итальянцы предпочитают подход «Мебель и ничего кроме». То есть никаких шоу-приманок, никакой зрелищности не по теме. Главным зрелищем они делают мебель. У итальянцев зрелищность, близкая к теме, – фонтаны в экспозициях, сложный декор из цветов. Итальянцы очень любят яркую, праздничную, живописную подачу. Видимо, это проявление имперского, римского прошлого и театральности, присущей итальянской культуре.

Азиаты –самые массовые гости всех дизайн-форумов. Тут так же было? Была ли их фотоактивность подозрительной?

Да, проблема копирайта есть. И на выставке в Шанхае некоторые стенды потом воспроизводятся китайскими фабриками один в один. Но что-то сделать с такой активностью невозможно, она – издержка отрасли. Впрочем, в самом Китае сейчас интересная рыночная петля наблюдается: стоимость рабочей силы там растет, и собственная китайская мебель для китайцев становится дорогой. А раз снижается ажиотажный накал отрасли, будет снижаться и активность копировщиков.

Что можно обозначить как тренд года?

Бум модернизма, переосмысление старины – то, о чем я уже говорил.

Что стало эмоциональным послевкусием?

Сочетание сюрпризов и предсказуемости. Предсказуемости в хорошем смысле: Милан, как и всегда, радует своей атмосферой, своим жизнелюбием. Привычна и узнаваема атмосфера выставки. А внутри этой привычной, комфортной, почти уже домашней узнаваемости – вспышки эстетических сенсаций, открытий, вау-эффектов. В общем, эта выставка прививает, пожалуй, самую неутомительную, самую ненадоедливую из привычек – привычку к радостному удивлению.

Интерьерный салон «Маэстро»

г. Томск, ул. Красноармейская, 18
тел. (3822) 99 88 01
инстаграм maestro_tomsk
сайт maestro.tomsk.ru

Понравилось? Поделитесь с друзьями!