236 Просмотров |  Нравится

Шкатулка с чудесами

В новосибирском краеведческом музее открылась выставка антикварной и дизайнерской бижутерии – вещиц-сокровищ, отлично обходящихся без участия драгоценных металлов и камней.  Они теперь сами – полновесные драгоценности.

Новосибирский коллекционер Наталья Костина в российском сообществе историков моды – персона академического значения. В её собрании – аксессуары, украшения, обувь, дизайнерские платья. Выставка «Блестящие акценты» — лишь малое олицетворение научного эго Натальи Костиной.

518209w_1493101061

Но по плотности экспозиции и яркости полученных впечатлений она вполне может стать главным событием весны. Она бы и в московском графике эстетского досуга была бы весомым must see.

Потому что милые мелочи, на ней представленные – творения с удивительным накалом оригинальности и красоты.

Если вы в детстве любили перебирать мамину шкатулку с «яблонексовскими» бусами из магазинов «Власта» или «Прага», то некоторое предвкушение у вас уже есть. Есть базовый образ винтажной бижутерии. Но приятное потрясение от этого не поблекнет. Потому что экспозиционный фонд выставки (количественно это более 500 единиц) – вещи настолько удивительные, что ваш взгляд на понятие «бижутерия» прежним уже не будет.

foto_vystavki_bizhuterii_0

Во-первых, это отнюдь не «ювелирка для бедных». Хотя, не будем лукавить, родилась бижутерия именно в такой роли. Она – простодушное дитя викторианской промышленной революции. Первые экспонаты выставки – именно из 1890-х именно «роскошь для обывателей». Ограненная полированная сталь притворяется бриллиантами. И отлично, надо сказать, притворяется. Постарев, вещица сбавила в слепящем блеске, но прибавила в шарме.

Это и есть и магия винтажа.  Хоть сейчас носи.

Зато вещи-соседи – анахронизмы из позапрошлого века. Например, брошь-стомачер. Носить её полагалось на корсаже. Впрочем, ни на чём другом её носить всё равно невозможно, в силу узкоспециализированной формы. В витрине  по соседству – плоды чешско-австрийских экспериментов со стеклом, родом из двадцатых.

36f4c713_312fed6e9d3d7fe4e77f8dcb_thumb_680-420_07bb787f327ca1d6-6565f

В 1922 нашли гробницу Тутанхамона и мир моды буквально свихнулся на египетской теме. Из стекла и бакелита создавались роскошные бижу-импровизации на тему египетского стиля, такого родного эпохе ар-деко. В ход шло не только стекло и первые полимеры, но и материалы совершенно неожиданные. Например, небольшое, но очень красивое ожерелье «Скарабей» сделано из… Ладно, оставим это интригующим секретом – сходите посмотреть сами, попробуйте угадать.

В двадцатые-тридцатые бижутерия уже осознавала себя не скромненькой золушкой на подхвате у ювелирного дела, а самодостаточным высоким искусством.

Потребительницами бижутерии стали звезды кино, эстрадные дивы, жёны и дочери миллионеров (да, те самые вандербильдихи, что смущали некрупный ум Эллочки-людоедки). Ареал симпатий был очерчен причудливо: например, и скромно секретарше из Берлина, и звезде парижского бомонда одинакова мила была пластмасса. Только первая бы надела формованную брошку в виде пёсика-терьера, а вторая – умопомрачительную «концептуалку». Например, ожерелье «Мыльные пузыри» — причудливую композицию из целлулоидных шаров, радужно переливающихся и похожих на реальные мыльные пузыри настолько, что на них дышать робеешь.

У каждой национальной бижу-эстетики свой акцент, своя искра. Например, если Европа обожала чудить со сложносоставным стеклом, создавая из него удивительные иллюзии (подобия агата, нефрита, жемчуга и даже резной кости), то коньком бижу-мастеров Америки были эмали.

Впрочем, радикализма американцы тоже были не чужды. Например, не боялись задействовать в дизайне орехи и желуди. Есть на выставке такая вещица родом из аскетичных сороковых. И довольно элегантно смотрится. Во всяком случает, желудёвую поделку первоклашки точно не напоминает.

biju

И конечно же, особое удовольствие любителям бижутерии доставит пёстрый архипелаг трех послевоенных десятилетий – кокетливые и нежные 1950-е, отточенные и изобретательные 1960-е и страстные 1970-е. Рядом с бижутерией – дизайнерская одежда и обувь той поры. Её немного  — на выставке бижутерии её миссия – обозначать контекст конкретного десятилетия. Но зато каждая обувная пара, каждое платье – безупречно четкий «восклицательный знак» в рассказе о эпохе.

Например, есть в экспозиции 60-х обувь культовой (и ныне несуществующей) марки, чья утонченная элегантность была бескомпромиссной буквально до кровожадности. Ибо  требовала от женщин даже анатомического самопожертвования, членовредительства.  Эти туфли беспрепятственно надевались лишь на узкие пластмассовые стопы витринных дев. А живым модницам порой приходилось удалять себе палец на ноге – мизинец или безымянный. В бьюти-клиниках той поры даже была эта диковатая услуга с невинной формулировкой «сужение стопы». Но туфли, чёрт возьми, люто красивые. Сходите на них глянуть – это того стоит, благо работает экспозиция вплоть до середины июня. И вообще, выставка «Блестящие акценты» — воистину удивительный эстетский аттракцион – она зовёт поглядеть на нечто маленькое, как бы не очень серьёзное, «финтифлюшечное». Но погружает пришедших отнюдь не в шкатулочку, а в огромный, мерцающий мир.

Игорь Смольников

Иллюстрации: vn.ru, afisha.ru, turizm.nso.ru

Понравилось? Поделитесь с друзьями!