68 Просмотров |  Нравится

Возобновление навыков

Авторская комедия Алексея Гуськова как альтернатива «камедиклабовской» киноиндустрии.

Лето в кинопрокате – сезон запуска комедий. Боевики, фантастику, костюмный эпос и прочие блокбастеры придерживают в печке до осени. А лето, когда зритель вальяжен, благодушен и «хочет бугага» — самое время для комедий.
В этом смысле фильм Алексея Гуськова «Вечная жизнь Александра Христофорова», загодя проехавший с пресс-показами по крупнейшим городам России – вызов отраслевой традиции. Потому как стартует он в прокате с 18 октября – в пору, когда очередная обойма летних комедийных премьер уже давно просвистела в вечность под недоуменными взглядами зрителей. И его с типовой летней комедией, к счастью, не спутать.

Современная отечественная комедия летнего проката – это, вообще-то, довольно специфическое изделие. Изделие, провоцирующее зрителя невкусно рифмовать слово «кино». Так что, фильм Гуськова взял на себя смелость отличаться.

«Фильм, продлевающий лето» — прокатный слоган картины. Но продлевает он именно лето. А не череду печальных попыток «сделать ржаку», которая у нас обычно на лето приходится.

Типовая российская комедия последнего десятилетия – это, как правило, продукт одного из двух цеховых сообществ: либо это повзрослевшие резиденты «Камеди-Клаба», поднявшие бабла и свою самооценку, либо резиденты КВН, задорная паства Маслякова-отца, Маслякова-сына и Маслякова-духа.
Цеха эти, к слову, взаимно смежные. И экранная продукция их тоже мало отличима меж собой. В жанровом смысле – это попытка сделать эксцентрическую комедию с кучей гэгов и трюков. В качественном смысле – это именно попытка. Мол, ребята хотели как Гайдай, но у них лапки, они же дети, они старались, не судите строго. Типичное зрительское послевкусие именно этими фразами и исчерпывается.

Так что, «Вечной жизни Александра Христофорова» было, чему возражать, есть, от чего отличаться.

В жанровом смысле это продукт весьма ныне редкий – не эксцентрическая комедия, не бурлеск, не фарс, а комедия лирическая. Жанр, который люди младше тридцати практически не застали в виде новых изделий. Только в виде антологий Госфильмофонда.

Был, правда, фильм «Тупой жирный заяц», фланелево-трогательный и акварельный. Но он в своё время потерялся в ворохе КВНовско-камедиклабовской ацкой ржаки, широкого проката не получил и известен в основном киноманам.

К слову, при просмотре «Вечной жизни» насмотренному зрителю именно «ТЖЗ» вспоминается: и там, и тут повествование про грустно-смешную жизнь невезучих актёров. Только там она – на сцене периферийного ТЮЗа, а тут – в развлекательном парке, устроенном в генуэзской крепости крымского города Судака. Крепость в Судаке – это для «материкового» россиянина такой же культурный шок, как, например, Выборг – настоящее скандинавское средневековье в двух часах электричной езды от Питера. А в Судаке – кусок средневековья италийского.
На этом островке экзотичной старины трудится аниматором главный герой, Александр Христофоров. В прошлом актёр, а ныне имитатор императора Агриппы. Был в Риме такой правитель, имевший своим хобби гладиаторские бои – не в смысле «с трибуны смотреть», а в смысле «самому участвовать». Вот этим-то самобытным монархом и работает в парке исторической реконструкции Александр Христофоров (играемый, в свою очередь, Алексеем Гуськовым).
Роль императора-забияки даётся Христофорову ярко, но не то, чтобы очень счастливо. Ибо он – этакий доктор Хаус от цеха аниматоров. Коллегам, начальству и родне с ним нелегко. Да ему с самим собой тяжеленько. Потому как профессиональная фрустрация, кризис среднего возраста, статус онкоучётного пациента (та ещё вишенка сверху, не добавляющая солнышка в темперамент). В общем, вот такой клубочек счастьица в жестяных доспехах Агриппы. Человек подобного душевного склада под рыжим солнцем Крыма – это заготовка для чего угодно – от слезливой драмы для канала «Россия» до трагифарса. К чести создателей, они удержались именно в жанровой золотой середине. Это не трагикомедия.

Это именно комедия. История, в которой герой успешно разобрался со своими бедами и демонами. Конечно, не с ленивой лихостью сказочного Емели, а поработав мускулами души. Деталей не ждите, ибо фитнес души – основной сюжетный массив, и излагать его тут – лютый спойлер. Скажу сразу: да, смешно будет. Но не в стиле «бугага, я ору», а осмысленным смехом. Потенциальные крылатые фразы и кросс-культурные цитаты тоже заготовлены. Операторская работа хороша, игра с цветом и светом живописна.

 

В общем, поклонникам картины «Самый лучший фильм» будет непросто. А любителям рязановских комедий, пожалуй, будет приятно. Потому что именно традицию Эльдара Рязанова этот фильм, по сути, и продолжает. Традицию, которую сам же Рязанов в своё время самоубийственно прервал своими поздними поделками – чудовищными «собесовскими» комедиями с бессменными, но одряхлевшими актёрами.
Исковерканный своим же создателем концепт долгое время валялся в грязи и собственных обломках, через него с гиканием и свистом проскакали на бульдогах гарики. И уже грустно думалось, что съемка лирических комедий – это утраченный цивилизационный навык. И что теперь единственное из возможного – это римейк «Служебного романа», вызывающий глазное кровотечение и ожог мозга. Но, оказалось, возможны варианты. Так что, фильм Алексея Гуськова продлевает не только лето. Он еще много чего собой продлевает.

Фотографии с предпремьерного показа предоставлены кинотеатром «Синема Парк».

Организатор предпоказа фильма  Алексея Гуськова «Вечная жизнь Александра Христофорова» — кинотеатр «Синема Парк»

Понравилось? Поделитесь с друзьями!